Добро пожаловать на неофициальный сайт сериала "Русские амазонки"!


Новости мирового кинематографа

«Хранители»: Бог есть, и он американец
Звезды: Алан Мур, Зак Снайдер
Фильмы: Хранители

Почти похороненная под финансовыми спорами Warner Bros. и Fox легендарная экранизация псевдоинтеллектуального комикса Watchmen дошла-таки до зрителя хронометражем в 160 минут. Зак Снайдер оказался лишь отличным визионером, поскольку адаптированный сценарий «Хранителей» напоминает скорее ранние фильмы Майкла Бэя, нежели параллельную реальность с бывшими суперменами.

Действие происходит в «немного не таком» 1985 году. Из-за деятельности супергероев в 40-х, реальность перекосило, и теперь США – поистине сверхдержава с ежом в штанах, как говорил соотечественник. Благодаря выскочкам в масках Штаты безоговорочно выиграли войну во Вьетнаме, Никсон благополучно пережил Уотергейт, Фидель Кастро и Суслов грозятся ядерной войной, а самая популярная игрушка – резиновый прототип умнейшего человека в маске на планете. Параллельно с надвигающейся Третьей мировой (или скорее ядерной зимой) постаревший супергерой с тряпкой на лице Роршах, взявший себе имя в честь популярной психодиагностики, расследует убийство своего бывшего напарника по имени Комедиант. Попутно ему придется заставить одеть латекс своих старых друзей и вспомнить, что им пришлось пережить за эти годы. Само собой, все окажется взаимосвязано, однако кульминация напомнит самые типичные фильмы про злодеев и лицедеев.

Бородатый оккультист и анархист Алан Мур и его пара друзей создали Watchmen в середине 80-х, популяризировав тогда так называемый ревизионистский дискурс в комиксах. Персонажи, эти самые watchmen, с самого начала не походили на обычных суперменов: они пили, занимались сексом, боялись будущего, но самое интересное, они в этом будущем и оказались – обрюзгшие и разуверившиеся в себе.

Комикс про суперменов на пенсии Зак Снайдер экранизировал весьма живописно – пара кадров вроде поцелуя на фоне ядерного взрыва или полета на Марс смотрятся с замиранием. Но верхом изобразительности стали, как ни странно, начальные титры фильма, с помощью которых Снайдер вводит ту самую параллельную реальность. Из ожившей фотохроники середины века становится ясно, каков мир с супергероями – вот Кеннеди (как в «Форресте Гампе») жмет руку одному из них, вот Энди Уорхолом рассказывает о своем портрете героя в маске, вот некто в плаще у входа в Studio 54... И все это под Боба Дилана, Джэнис Джоплин и Леонарда Коэна. Из современников в фильме звучат треки Muse и Smashing Pumpkins.

Годы идут, на дворе 80-е, и деятельность супергероев уже нелегальна. Латексные костюмы покоятся в подвалах, без масок заниматься любовью не получается, а рефлексия на тему былых лет и подавно погружает в уныние. Впрочем, прошлое – очень важная часть фильма, учитывая, что добрая половина картины загружена флэш-бэками. Однако за всем этим красочным изобилием и непривычным взглядом на героев комиксов стоит обыкновенная история про злого гения, план которого, что тоже непривычно, срабатывает.

Само собой, сюжет в этом почти трехчасовом полотне не главное. Снайдер, как и Мур, делает упор именно на бытность этого странного мира, где надежда на супергероев сильнее веры в себя, не говоря о правительстве. В этом мире защитой и опорой является прежде всего Доктор Манхэттен, получивший свои способности в результате неудачного эксперимента. Невесомый и синий он воспринимает время нелинейно и может разложить на атомы любую материю, отчего американские политиканы кричат на весь мир: «Бог есть, и он американец!».

Все это, конечно, весело и оригинально, но того самого ревизионистского посыла - минимум. В этом смысле фильм Шьямалана «Неуязвимый» выглядит куда более смелым в плане деконструкции героев священной комиксовой культуры США. А то, что сделал Снайдер, могло бы случится и с еще одним комиксом Фрэнка Миллера. Ну, кто скажет, что «300 спартанцев» - это плохо?

Александр ЗУБКОВ







Hosted by uCoz