Добро пожаловать на неофициальный сайт сериала "Русские амазонки"!


Новости мирового кинематографа

Дэвид Линч: король-рыбак
Звезды: Дэвид Линч

Прошедшую неделю Дэвид Линч провел в Москве. На крыльях таланта большой рыбой он проскользнул в воды Москвы-реки и представил многочисленным зрителям и своим поклонникам сразу три арт-проекта – две художественные выставки и русское издание  книги «Поймать большую рыбу».

Эта книга не является художественным произведением в традиционном смысле этого слова. На ее страницах знаменитый режиссер ведет диалог с самим собой и предлагает читателям ключ к своей «творческой комнате», окно в свой внутренний мир идей. «Поймать большую рыбу» - это интервью, где стерлись все вопросы и остались только ответы под заголовком «Медитация, осознанность и творчество».

Под вспышки фотокамер обаятельный, сухопарый мужчина в костюме и белой рубашке занял свое место за столом и уделил нам целый час, ответив на почти четыре десятка вопросов. Дэвид Линч проявил большое внимание к собравшимся журналистам, лишь несколько раз позволив себе выскользнуть из сетей провокационных вопросов, как, например: «Кто убил Лору Палмер?» (персонаж  легендарного сериала «Твин Пикс»).

 - Вы рассказывали, что в фильме «Синий бархат» сняли ряд сцен и реализовали несколько идей, вдохновившись одной из глав Библии. Какую главу Вы прочитали тогда?

Дэвид Линч: Да, это так. Но я не знаю, почему эта мысль пришла мне в голову именно тогда. Почему я  взял Библию? Просто это появилось из мира идей. А что именно я прочитал тогда – не скажу (улыбается).

 - В своей книге «Поймать большую рыбу» Вы постоянно цитируете восточных авторов. А каких западных авторов Вы любите, какие оказали влияние на Ваше творчество?

Дэвид Линч: Я не считаю себя большим поклонником чтения, но - Франц Кафка, безусловно.

- Верите ли Вы в идеалы?

Дэвид Линч: В идеи. Я использую идеи, которые приходят ко мне каждый день. День, когда в голове появилась новая идея – это самый прекрасный день, который вы можете провести с кем или чем-либо. Это лучшая возможность не только для Вас – для всего мира.

Поймать большую рыбу: «Идеи подобны рыбам. Если хотите поймать мелкую рыбешку, оставайтесь на мелководье. Но если вам нужна крупная рыба, придется идти на глубину. Там, в глубинах, плавают рыбы мощнее и чище. Они крупнее и абстрактнее. И  невероятно красивы. Я ищу рыб определенного вида – тех, которых можно перевести на язык кино. Но на глубине плавают разные рыбы: для бизнеса, для спорта. Есть рыбы на все случаи жизни».

 - Самое яркое впечатление детства?

Дэвид Линч: О, их так много. Не могу выделить какое-нибудь одно. Кажется, помню: я сидел около дерева в луже грязи, и был беспредельно счастлив!  Может быть, это было в 17 лет? (смеется).

 - Какой эпиграф Вы могли бы подобрать ко всему своему творчеству?

Дэвид Линч: Влюбленный в идеи.

 - В Ваших кинопроизведениях персонажи живут и действуют в мире, который представляет собой состав преступления. Каким, по Вашему мнению, является идеальное преступление? И кто, кстати, убил Лору Палмер?

Дэвид Линч (смеется): Убийцу Вы и сами знаете! На самом деле, мы живем в довольно темном мире, в котором много зла. Музыка, книги, фильмы отражают действительность. Именно поэтому в большинстве моих фильмов совершаются преступления. Но  в мире есть и добро, которое должно победить. На экране необходимо показывать контрасты. Поверьте, художник, изображающий страдание, не обязан страдать сам. Пусть страдания остаются только на экране, а для нас всегда должна оставаться возможность перемен.                   

 - Ваше сотрудничество с композитором Анджело Бадаламенти было исключительно плодотворным (он постоянно сотрудничает с Линчем, начиная с фильма «Синий бархат» - прим. ред.). Получились бы Ваши фильмы столь же успешными без его музыки?

Дэвид Линч: О, это очень похоже на творческий брак, когда музыка сочетается с фильмом. Наше сотрудничество – всегда на уровне легких интонаций, по большей части интуитивных. Но так как это «творческий брак», путь к пониманию не был легким. Ведь музыка и фильм существуют сами по себе, и только потом, спустя определенное время, можно увидеть, как  между ними возникает идеальное сочетание.

 - Можно ли было спасти «Дюну»?

Дэвид Линч: Нельзя. Это бы провальный фильм. Я не занимался окончательным монтажом фильма и хотел выйти из проекта еще на ранних его стадиях. Сложные постановочные фильмы всегда воспринимаешь по-иному – это техника, кропотливая работа. Напротив, мне очень дорога «Простая история». Это одна из моих самых любимых работ. В ней много экспериментов с эмоциями. Но я не хотел бы говорить об этой картине подробно. Она вся – из сердца.

 - Оказали ли на Вас какое-либо влияние русские писатели?

Дэвид Линч: «Преступление и наказание» Достоевского - я ценю эту книгу за  глубокое изучение человеческого страдания, психологического кошмара Рассказ Гоголя «Нос» -  это просто здорово. Там столько замечательных моментов! Он вдохновил меня на то, чтобы сделать иллюстрации к нему.

- Как вы пришли к сотрудничеству с дизайнером Кристианом Лабутеном? (В столице открылась фотовыставка Дэвида Линча Fetish. Экспозиция состоит из фотографий девушек, на которых нет ничего, кроме туфель, созданных Лабутеном – прим. ред.)

Дэвид Линч: Мы оба любим женщин. Он создавал женскую обувь – интересные, оригинальные модели – и однажды предложил мне сделать несколько фотографий, на которых туфли отражали бы внутренний мир женщины. Секретные желания женщины, мимолетные движения ее души – это по-настоящему увлекательно. Так постепенно родилась идея создания целой серии работ – о тайнах, которые рассказывает обувь, этот предмет обожания.

 - Какая идея поможет миру выйти из кризиса?

Дэвид Линч: Идеи помогут людям выйти из ментального, духовного кризиса. При этом не нужно решать сразу какие-то глобальные задачи по спасению целого мира. Нужно больше познавать себя, «нырнуть в океан бесконечного сознания, разума». Тогда негативные эмоции уйдут, прекратятся депрессии. Сначала принесет  результат  именно позитивный личный опыт – человек должен понять свое Зло и отвергнуть его. Идеи внутри нас. Идеи поступают в единое поле из вне. Пока идея не подошла к сфере сознания, ее невозможно поймать, но затем мы можем накопленные знания и позитивное понимание себя перенести на окружающий мир.

- Как нужно правильно отсеивать улов – плохую и хорошую рыбу?

Дэвид Линч: Правильно отсеивать улов - значит любить каждую пойманную идею и не отвергать ее. Тогда процесс будет близок к идеалу.

- Скажите, короткометражные фильмы предназначены ради широкой публики, или это искусство ради искусства?

Дэвид Линч: Вы знаете, в любом формате я выступаю только как ретранслятор возникающих идей. Эти идеи интересны мне самому, они могут быть интересны и широкой аудитории, как любой другой фильм.

- Какие женщины вдохновляют Вас? Как Вы делаете свой выбор, когда подбираете актрису на роль в своем новом фильме? Ведь она должна реализовать Ваши идеи…

Дэвид Линч: Просто говорить с ними о будущем фильме. Это может быть очень долго, или нет. И обязательно – смотреть в глаза.

- Если взять за основу Вашу теорию единого поля и «океан сознания», то кто является настоящим автором Ваших фильмов и книг?

Дэвид Линч (смеется): О, это очень хороший вопрос. Не знаю. Автор книги или фильма не создает, а лишь транслирует идею, подобно повару, готовящему произведенную кем-то на свет рыбу. Он может испортить блюдо или приготовить деликатес. Рыбак - я сам. Каждый из нас может им стать, для этого нужно только терпение и желание. Последнее есть наживка.

- Расскажите подробней об эксперименте с практическими занятиями медитацией в американских школах?

Дэвид Линч: Да, этот эксперимент был проведен в 12 самых неблагополучных школах, у которых была крайне неблагоприятная статистика – преступления, совершаемые подростками, самоубийства, различные инциденты. Введение занятий по медитации совершенно изменило жизнь и настроение учеников и преподавателей. Техника сделала их счастливее, и «тьма была побеждена». Медитация дает результат. Мы можем достичь очень многого.

 - Есть ли места, в которых лучше всего заниматься медитацией?

Дэвид Линч: Повсюду. Везде. Лучшее место определяется Вашим внутренним состоянием. Единство всех сил и интеллекта позволит седлать этот выбор для каждого конкретного момента. Я занимаюсь медитацией на протяжении 36 лет и полагаю, что границы разума необходимо расширять. Однако медитацией ни в коем случае нельзя заниматься самостоятельно, по книгам. Нужен компетентный учитель.

- Ваши фильмы можно смотреть в дублированном варианте или лучше всего подойдут субтитры?

Дэвид Линч: Конечно, только субтитры. В одних только голосах актеров, которые произносят реплики, заложено столько смыслов, что изменять их – значит изменить весь фильм.

- Скажите, нравится ли Вам оформление издания, которое вышло в России, и консультировали ли Вы переводчика книги «Поймать большую рыбу»?

Дэвид Линч: Да, оформление очень понравилось. А вот переводчика -  нет, не консультировал и не критиковал. Он тоже транслировал идеи, и я не хотел вмешиваться в этот творческий процесс.

 - В Ваших художественных работах Вы очень часто деформируете человеческое тело? Оно заслуживает это, потому что безобразно?

Дэвид Линч: Само по себе человеческое тело прекрасно. Да, на некоторых фотографиях и рисунках зрители видят тело в «разломанном виде», по частям, но это только потому, что когда мы его искажаем, изображаем в далекой от реалистичности манере, начинается сон, мечта. И это еще прекрасней. Меня всегда интересовали органические предметы, мне интересно размышлять о семенах - Из них прорастает дерево, которое привлекает человеческое внимание, только когда цветет. Мало кто следит за распадом этого дерева, за тем, как оно обратно воссоединяется с землей. Хотя это не менее значимый процесс. Человеческое тело тоже начинается с семени.

- Господин Линч, а кино все-таки умерло?

Дэвид Линч: Пленочное кино умерло, это точно, а вот будущее за цифровыми технологиями. Я уже доказал это самому себе, сняв «Внутреннюю империю» на цифровую камеру. Мне понравилось так работать.

Россия по-прежнему остается для Дэвида Линча большой загадкой, тайной – к несчастью или к счастью. Впрочем, сам режиссер тоже сохранил о себе таинственные воспоминания, несмотря на открытость суждений и понятный образ мыслей. Его можно понять, его уже можно прочесть, но все-таки – как у него это получается?

скромно удил на пресс-конференции

Александр ДЬЯКОВ  

 P.S.: Дэвид Линч всегда находил глазами задавшего вопрос человека.







Hosted by uCoz