Добро пожаловать на неофициальный сайт сериала "Русские амазонки"!


Новости мирового кинематографа

«Гран Торино»: Баллада о солдате
Звезды: Клинт Иствуд
Фильмы: Гран Торино

Старшему поколению по статусу положено критиковать молодежь, которая все делает не так, как это было в старые добрые времена. Такая разница восприятия закономерна, потому что зрелые люди / старики прожили первую главу своей жизни под названием «Война» и, независимо от того, висит ли на стене заряженное ружье, они уже обращены к главе «Мир». Простая книга «Война и мир» - простая суть человеческого бытия.

Фильмы Клинта Иствуда смотреть трудно, потому что за ним тянется шлейф легенды, и порой бывает очень трудно за деревьями увидеть лес идей, которые он привязывает к каждой своей новой работе. «Гран Торино» выгодно отличается от «Подмены» тем, что в своей новой работе постановщик был избавлен от необходимости стилистической реконструкции, за которой порой можно потерять нерв и живые эмоции, не продиктованные законами драматургии.

«Гран Торино» - почти совершенная история, рассказанная с большого экрана, потому что нет в ней ни искусственности, ни претенциозности, как в главном герое Уолте Ковальски. А еще она бьет в финале зрителя наотмашь – актуальностью, помноженной на выразительность и кровь. В гараже стоит «Гран Торино» - воплощение духа старой доброй одноэтажной Америки, которую невозможно вернуть – другие песни и мотивы теперь звучат на ее просторах.  

Полтора часа пенсионер-автомеханик воспитывает подростка-хмона (это выходцы из Лаоса), что не смог сделать с собственными сыновьями – привить им свои принципы и идеалы, на которых базируется Белая Америка, наращивавшая мускулы на всем протяжении XX века и беззастенчиво вторгавшаяся в чужие «монастыри». Ужаснувшись содеянному – третий мир сам переехал в ее границы, - он пытается примириться со своей совестью (но не обстоятельствами, не происками «врага»), чтобы принять парадоксальное и вместе с тем обезоруживающее решение в последние пятнадцать минут.

Для Уолта Ковальски цель всегда оправдывала средства – на войне, когда выполнял приказы и убивал; в мирной жизни, когда завоевывал лучшую женщину и помогал починить этот несовершенный мир. «Гран Торино» безмерно обаятелен, даже если говорит о тяжелых вещах, а за хлесткими диалогами на первый план выходит «история за жизнь», в которой есть место всем жанрам – комедии и трагедии, драме и истории романтического увлечения.

Взаимоотношения подростка Тао и старика Уолта – это и «Педагогическая поэма», и «Трудности перевода» в одном, где отягощенная жизнью старость передает эстафету молодости. Это классика, которую ни в коем случае нельзя упрекнуть в назидательности – так, заметка по важному случаю. Демонстрационно-показательным (особенно в контексте избрания Обамы) выглядит финал, когда хмон Тао рассекает на классической Гран Торино дороги Соединенных Штатов.

Когда-то Америку называли Новым Светом – теперь же она отчаянно нуждается в переливании крови, чтобы вдохнуть жизнь в одряхлевшее тело. Клинт Иствуд видит это, и совершенно не боится говорить со зрителем о наболевшем и сокровенном – хорошим режиссерам свойственно не ограничиваться настоящим, а смотреть в будущее и выстраивать перспективу. Вполголоса, но чтобы услышали и запомнили.

Солдат остается солдатом своей страны - без политических прокламаций и пустых, высокопарных фраз. Герои отличаются поступками, а не словами - это закон жизни, который идеально кладется в основу кинематографа.

В каком-то смысле и христианству в лице безусого пастора-девственника Иствуд протягивает свою Веру в человека. Все течет, все изменяется, значит, в этой нестабильности и заключается шанс человечества на будущее.

Александр ДЬЯКОВ







Hosted by uCoz