Добро пожаловать на неофициальный сайт сериала "Русские амазонки"!


Новости мирового кинематографа

«Сомнение»: Прогрессивные веяния порока
Звезды: Джон Патрик Шенли, Филип Сеймур Хоффман, Мерил Стрип
Фильмы: Сомнение

Неискушенный в кинорежиссуре Джон Патрик Шэнли, на счету которого десяток сценариев и одна снятая комедия «Джо против вулкана», экранизировал собственную пьесу «Сомнение», за которую несколько лет назад получил Пулитцеровскую премию. Фильм переносит зрителя в эпоху пошатнувшихся основ. 1964 год – американский народ еще не оправился от прошлогоднего убийства Кеннеди, а в жизненном укладе уже назревают большие перемены. Подвластной светским тенденциям оказывается даже закрытая католическая школа в Нью-Йорке. Именно там разворачивается борьба между традиционными ценностями и прогрессом, который часто сулит не только технические новинки, но и упадок морали.

За порядком в школе следит строгая директриса, сестра Алоизия (Мэрил Стрип). За глаза ее кличут драконом, а при встрече шарахаются по углам. Она отнимает у детей первые карманные радиоприемники, в рамках борьбы с язычеством запрещает петь песенку про снеговика и топчет шариковые ручки, видя в них угрозу каллиграфии. Ее антипод – идущий в ногу со временем священник, отец Флинн (Филип Сеймур Хоффман), раз и навсегда выбравший любовь к жизни в противовес аскетизму и все новое - вместо затхлого старья. На проповеди он заявляет, что сомнения следует ценить, ведь они объединяют людей. А потом в неформальной обстановке дарит служке игрушечную балерину.

Сестра Алоизия не любит отца Флинна за подозрительно длинные ухоженные ногти. А еще за то, что однажды он взял за руку одного из мальчиков. Вскоре подозрения в порочной склонности отца Флинна крепнут, и между директрисой и священником начинается война. Характером и упрямством эти двое практически равны друг другу, так что для решения спора им приходится вербовать сторонников. В результате испытанию подвергается неправдоподобная наивность молоденькой сестры Джеймс (Эми Адамс), которую Алоизия и Флинн по очереди отводят в сторонку, чтобы удостоить ее откровенностью, а заодно и прочисткой мозгов.

В «Сомнении», с его непритязательной ретро-стилистикой и довольно скудной церковной фактурой, основное внимание приковано к драме отношений. Здесь не происходит никаких значительных событий кроме разговоров. Зато речи кипят страстью, которую сегодня не так часто встретишь в кино, особенно в подобной концентрации. Все четверо исполнителей главных ролей - Стрип, Хоффман, Адамс и Виола Дэвис за роль матери пострадавшего ученика – были выдвинуты в этом году на «Оскар». Сложно сказать, что «Сомнение» предлагает актерам большой простор, но даже в заданных рамках они работают блестяще. Достаточно заметить, с каким невозмутимым видом героиня Мэрил Стрип меняет лампочки, которые, согласно театральному замыслу режиссера, перегорают у нее над головой в моменты наиболее яростных объяснений.

Еще одну номинацию на «Оскар» фильм получил за работу замечательного оператора Роджера Дикинса («Старикам тут не место», «Таинственный лес»). Его заслуга, что замкнутое в стенах школы и церкви пространство «Сомнения» порой наполняется свежестью и светом. Грозовой ветер как символ надвигающихся перемен или белые перья, летящие над домами (иллюстрация одной из притч отца Флинна) не дают воздуху картины застояться. Лица актеров камера выхватывает с подобающей случаю точностью. Ведь в «Сомнении» именно на них лежит основной груз ответственности за зрительское внимание.

Помимо талантливых актерских работ, фильм содержит определенную работу мысли. Размышления строятся, как нетрудно догадаться, вокруг смысла этого самого сомнения. Герои сомневаются в Боге и миропорядке, в себе и своем окружении. Буквально на всем лежит ореол двусмысленности. Однако многозначительное Сомнение у Шэнли отдает обычной невнятицей: многие важные поступки и мотивы так и остаются неведомы зрителю. Но несмотря на все это, выразительные черты Мэрил Стрип, виднеющиеся под черным капюшоном, придают картине достаточную остроту.

Мария ГРОСИЦКАЯ







Hosted by uCoz