Добро пожаловать на неофициальный сайт сериала "Русские амазонки"!


Новости мирового кинематографа

«Герцогиня»: Женская доля
Звезды: Кира Найтли
Фильмы: Герцогиня

Высший свет Британии в XVIII веке, по обыкновению, охвачен любовной лихорадкой, политическими интригами и погоней за модой. Аристократам есть на кого равняться: герцогиня Девонширская Джорджиана (Кира Найтли) гордо несет знамя своей эпохи. Пока ее влиятельный и молчаливый муж (Райф Файнс) вершит судьбы современников, Джорджиана по негласному соглашению занимается связями с общественностью. Она пользуется всеобщей симпатией и с легкостью поддерживает беседу хоть о политике, хоть о шляпках. Но если политики и шляпок в ее жизни предостаточно, то за любовь еще предстоит побороться.

Муки, которые приходится терпеть высокородным особам в сфере личной жизни, неоднократно и с чувством изображались режиссерами. Один из ярких примеров – «Елизавета» Капура, где королеве Англии нужно было выбирать между личным счастьем и благополучием государства. Сол Дибб, режиссер «Герцогини», не стал доводить дело до подобных крайностей и увел сюжет в сторону мелодрамы. Джорджиана выбирает не между долгом и чувством, а между чувством и чувством: разбирается в нюансах любви к мужу, любовнику, детям и подруге. На эти разборки и потрачена ровно половина экранного времени. Вторая половина потрачена на переодевания.

Можно как угодно относиться к актрисе Найтли, но этому бриллианту явно требуется изысканная оправа. Как показывает опыт «Гордости и предубеждения» и «Искупления», лучше всего Найтли смотрится в костюмах минувших эпох. Это чудесное свойство актрисы в «Герцогине» возведено в культ. Если бы фильм пришлось пересказывать по эпизодам, то разговор пошел бы почти исключительно о нарядах и аксессуарах. Молодая герцогиня в первый раз уединяется с супругом в спальне, а у нее на спине мы замечаем трогательный отпечаток корсета. Момент взросления знаменуется появившейся на щеке мушкой, переживаемый кризис – загоревшимся париком, влюбленность – розой в волосах. Язык знаков в фильме звучит внятно и звонко.

Сол Дибб перебрасывает мостик из нашего времени в XVIII век, подчеркивая сходство герцогини Девонширской с одной из культовых фигур современности – принцессой Дианой. Джорджиана отличается непосредственностью и свободой взглядов, выступает на митингах и даже заикается о правах женщин. Но ее собственные права строго ограничены. С одной стороны за этим следит деспотичная мамаша (Шарлотта Рэмплинг в привычном амплуа улыбающегося монстра), с другого фланга блюдет традиции муж. Рэйф Файнс убедительно изображает человека, которому ни за что не пришло бы в голову вступать в диалог с женщиной: мол, не для этого она, пусть помалкивает и рожает сыновей. И хотя зрителю недвусмысленно дают понять, что подобные взгляды морально устарели еще в XVIII веке, победа в завуалированной битве полов остается за мужчиной. Ведь невозможно вычеркнуть из красивой биографии Джорджианы Кавендиш, что она до старости прожила под одной крышей с мужем и его любовницей, вынужденная мириться с этим унизительным положением ради возможности общаться с собственными детьми.

Можно понять героиню, которая вопреки личным драмам продолжает появляться в свете с гордо поднятой головой и принимает свою роль такой, какая она есть, раз уж выбора ей не оставили. Сложнее понять великосветскую сдержанность режиссера. Прекрасный в деталях фильм буксует в самые драматичные моменты, уходит от острых тем и настойчиво отвлекает внимание на перья, шелка и жемчуга. В результате перед нами – красивая развлекательная лента, рассчитанная преимущественно на женскую аудиторию. Режиссер, похоже, не слишком далеко ушел от взглядов герцога Девонширского. Зрительницам рекомендуется поменьше думать, чувствовать и говорить. Зато любоваться на тряпки можно сколько угодно.

Мария ГРОСИЦКАЯ







Hosted by uCoz