Добро пожаловать на неофициальный сайт сериала "Русские амазонки"!


Новости мирового кинематографа

Я не горжусь своими фильмами
Звезды: Франсуа Озон
Фильмы: Рики

Режиссер с самым французским именем и постоянно растущим числом поклонников Франсуа Озон прилетел в Москву на премьеру своего нового фильма «Рики». В столицу пришло лето - лучшее время для прогулок, но большой зал кинотеатра «35 мм» на творческой встрече режиссера с российскими зрителями был полон.

В распоряжении поклонников Озон пробыл более полутора часов, отвечая на самые разнообразные вопросы:

 - Расскажите о следующей картине, которую Вы собираетесь снимать после «Рики». Кажется, она называется «Убежище». О чем она?

 Озон: Это история женщины, которая в чем-то переплетается с мотивами фильма «Под песком». У главной героини умирает муж (от передозировки наркотиков), она остается одна, но вскоре узнает, что ждет ребенка. Женщина готовится стать матерью и решает для себя очень важные морально-нравственные дилеммы.

 

 - Почему героев Ваших фильмов не жалко? Мне кажется, что в большинстве своем они заслуживают смерти, а не жизни, к тому же Вы очень часто говорите о смерти в своих фильмах.

   Озон: Мне кажется у Вас какие-то проблемы (смех в зале), если Вы подумали об этом. На самом деле, я своих героев очень люблю. Мне нравится то, что он отличаются от других людей – это их главное качество. Что касается смерти, то она, равно как любовь и секс – самые интересные темы для кинематографа. Это я не я придумал, но меня эти вещи по-настоящему завораживают. Особенно тот момент, когда человек «уходит», его отсутствие после смерти, в том числе и для других людей, как это повлияет на них.

 - Что стало отправной точкой для работы над лентой «Под песком»?

Озон: Эпизод из детства. Когда я был маленьким и играл на пляже, в один из дней у женщины ушел купаться муж. Он не вернулся на берег, потому что утонул, и тогда она, отчаявшаяся и безутешная, металась по пляжу.

 - Темы, которые Вы используете для создания своих фильмов – они всегда с Вами, или Вы используете какие-то спонтанные наблюдения?

Озон: Каждый случай – это отдельная история. Я очень люблю наблюдать и в работе часто подчиняюсь своим инстинктам. Хотя самое сложное и интересное явление – это смерть, забыть ее и понять одновременно – настоящая загадка. Можно много представлять и фантазировать на эту тему, например то, что муж героини из фильма «Под песком» стал призраком.

 - Что скрывается за образом «Рики»?

Озон: «Рики» - это экранизация маленькой истории, которая в книжке занимает только 11 страниц, и особый, какой-то правильный смысл в образ ребенка я не вкладывал. Кто-то может увидеть в этом религиозный подтекст, другой найдет в этом для себя что-то негативное. Думаю, у каждого может быть индивидуальный взгляд на появление этого необычного ребенка, у которого внезапно начинают расти крылья.

 - Тема детства является ключевой в нескольких Ваших работах. Разделяете ли вы точку зрения, что период детства и пребывания в материнской утробе является самым важным для жизни человека? Как Вы относитесь к младенцам – они Вас умиляют, восхищают, пугают…?

Озон: Думаю, потому что я мужчина и не смогу испытать материнские чувства, это тема интересует меня (улыбается). Возможно, материнский инстинкт проснется в будущем, когда у меня появятся дети? (смеется). Я люблю маленьких детей. На съемках «Рики» у нас было несколько младенцев, которые играли роль Рики, потому что во Франции существует законодательство, по которому мы могли снимать детей только строго определенное время.

 - Вопрос о вдохновении. Как у Вас рождаются на съемочной площадке метафорические сцены? Например, когда женщина в финале «Каплей дождя на раскаленных скалах» пытается разбить окно, но это у нее никак не получается? Такие сильнейшие по своей энергетике, но абсолютно естественные сцены появляются в процессе работы или они заранее прописаны?

 Озон: С этим эпизодом была очень странная история, потому что в финале, когда умирает молодой человек, окно должно было быть разбито, чтобы впустить свежий воздух.  Но у нас был очень маленький бюджет, и ответственный за декорации сотрудник не подумал о том, что окно во время съемок будут разбивать. Когда это попытались сделать, ничего не получилось (смех в зале, аплодисменты). Я очень разозлился и стал кричать, что пока мы снимем вариант, в котором она хочет разбить окно, но у нее не получается, а декоратор подготовится к съемкам второго варианта. Мы сняли и его, разбив окно, а затем на монтаже я понял, что это случайно возникший вариант сделал сцену гораздо сильнее.

 - Франсуа, как Вы пришли к тому, чтобы стать режиссером?

Озон: Родился во Франции, городе Париже (смех в зале). Я получил классическое образование по литературе, и у моего отца была маленькая камера, которой он снимал наши семейные фильмы. Я считал, что он это делает плохо, и однажды забрал камеру из его рук. Что касается специального образования, то я получил его в Национальной кинематографической школе. У ее студентов много возможностей, чтобы учиться, практиковаться и снимать короткометражные фильмы.  

 - Каким Вы были в детстве: Вас считали маленьким ангелочком, как Рики, или дьяволенком?

Озон: Скорее я был маленьким дьяволенком. Но для меня все дети являются совершенными ангелами (смеется). Они всегда могут получать удовольствие в самых неожиданных местах.

 - Критики, которые уже посмотрели фильм «Рики», говорят, что в нем очень мало характерного для Вас вызова. Что Вы на это скажете?

Озон: У меня не было желания сделать это кино для вызова или провокации. Мне было интересно рассказать историю.

 - Месье Озон, Вы подвергли осмеянию буржуазные и семенные ценности в Ваших ранних работах, например, «Крысятнике», а теперь придерживаетесь другой точки зрения?

Озон: Наверно, я повзрослел. Если раньше мне нужна была провокация, чтобы высказаться в полный голос и заявить о себе, то теперь все это принимает другие, более гладкие формы.

 - Кто же все-таки является главным человеком на съемочной площадке? В Ваших фильмах потрясающе выстроены кадры, но ведь иногда даже самые лучшие операторы не могут воплотить все замыслы режиссера?

Озон: Я предпочитаю сам работать с камерой, это быстрее. Оператор занимается такими вещами, как подготовка к съемке или освещение на площадке. Я работаю с техническим персоналом так же, как и с актерами – их нужно направлять, объяснить, как и что нужно сделать, и тогда все пойдет просто отлично.

 - У Вас в фильмах очень сложный образ отца. Это связано как-то с Вашим детством?

Озон: Не знаю, может быть, это моя творческая манера убить отца (смех в зале). Но я предпочитаю это делать в кино, а никак не в жизни (аплодисменты).

 - Ощущаете ли Вы себя именно французским режиссером, носителем французского содержания? Например, в «8 женщинах» Вы умело смешали американскую форму (мюзикл) и французский колорит, национальные мотивы.

Озон: Но ведь мюзикл произошел от французского варьете и мюзик-холла! (смех в зале). В  «8 женщинах» я очень хотел проследить влияние классических голливудских мюзиклов 30-х – 40-х годов и перенести их традиции на французскую почву. Все песни, которые исполняются в фильме, очень популярны во Франции. Что касается интернациональности и проникновения культур, то это скорее вопрос к зрителям – что они увидят в фильме. Я французский режиссер, живу во Франции – возможно, это также повлияет на Ваше восприятие фильма, но я об этом специально не думаю.

- В фильме «8 женщин» очень интересный саундтрек. Вы лично подбирали эти песни, и все ли получалось у актрис, когда они исполняли эти музыкальные номера?

Озон: Песни выбирал я. Для меня было очень важно, чтобы образ актрисы совпадал с образом исполнительницы каждой из песен. Например, песня в исполнении Катрин Денев – это Сильви Вартан. Все актрисы с удовольствием пели песни и включились в своеобразную игру на съемочной площадке. Что касается качества исполнения, то всегда на помощь может прийти техника и исправить все недочеты (смех в зале).   

          

 - Как Вы относитесь к тому, что Ваши фильмы похожи на фильмы Кристофа Оноре и что Вы думаете о его творчестве?

Озон: Да, мне тоже нравится его творчество. Мы одинаково относимся ко многим вещам, нас интересуют общие темы. Наверное, все дело в том, что мы черпаем вдохновение в одном источнике – «Новой французской волне», в творчестве Жака Деми и его мюзиклах.

 - Современная киноиндустрия жалуется, что ей не хватает хороших сценариев. Разделяете ли Вы эту точку зрения? Может быть, авторы, живущие в условиях свободы слова, уже сказали все, что хотели?

Озон: Нет, я не согласен с этим. Посмотрите на литературу и театр – они рассказывают те же истории. Вопрос заключается только в том, как рассказать интересную историю. У одного режиссера будет одна манера повествования, другой постановщик расскажет все по-другому.

  - Франсуа, какой у Вас идеал мужской красоты? Не считаете ли Вы, что рыжие особо  одарены природой (смех в зале, аплодисменты)?

Озон: Точного идеала нет, но я понимаю, куда Вы клоните. Во время кастинга для фильма «Капли дождя на раскаленных скалах» я выбрал черноволосого актера, но он отказался, испугавшись откровенных сцен. Тогда я обратился к Малику Зиди, рыжеволосому и очень чувственному молодому человеку, который был готов идти до конца. Возможно, поэтому у Вас складывается такое впечатление, что рыжие стоят выше по шкале чувственности и красоты.

  - Есть ли границы смелости для Вас в Ваших фильмах? Может быть, есть темы, которые Вы не стали бы никогда затрагивать? Вы такой же смелый в жизни по жизни?

Озон: Я бы не стал так ставить вопрос, потому что в моем творчестве ключевую роль играет персонаж, который идет вперед – следует за своей мечтой или способностями. Так я рассказываю историю, в которой нет строго определенных границ, и для меня важно, чтобы зритель изменился после просмотра ленты. Заключается ли в этом смелость…что касается меня, то в кино я точно смелей, чем в жизни.

 - Хотели бы Вы уметь летать, как персонаж Вашего фильма Рики, или обладать другими способностями?

Озон: Я бы предпочел быть невидимым – ходить везде, наблюдать.

 - Франсуа, в начале карьеры Вы часто работали с малоизвестными актерами, а потом уже переключились на звезд кино. Как Вы проводите кастинг сейчас и как можно попасть на него (смех в зале)?

Озон: На самом деле, мне очень нравится смешивать на площадке неизвестные лица и известных актеров. Например, в фильме «Капли дождя на раскаленных скалах» я соединил Бернара Жиродо, который очень известен во Франции, и никому не известного Зиди. По тому же принципу в фильме «8 женщин» есть знаменитые актрисы и не слишком известные – мне было очень интересно наблюдать, как они будут работать  вместе. Что касается кастинга, то выучите французский язык и отправьте свою фотографию на кастинг – может быть, я когда-нибудь буду снимать кино в России?

 - Замечательно. Не забудьте оставить телефон Вашего агента (смех, аплодисменты)

 

 - Насколько работа режиссера требует от Вас быть жестким на съемочной площадке и работать в ситуации конфликта?

Озон: На самом деле, работа режиссера очень сложна, потому что на съемочной площадке приходится сталкиваться с самыми разными препятствиями, которые препятствуют реализации замысла. Романтики в этой профессии не так много – каждый день приходится адаптироваться к различным и спонтанно возникающим ситуациям и при этом не выпускать из вида главное – идею. Но я всегда предпочту двигаться вперед: например, если на съемочной площадке пошел дождь, то я буду адаптировать сценарий к новым условиям работы, а не стоять на месте.

 - Вы женоненавистник? Почему Вы так нас не любите в своих фильмах (смех в зале)? Вы хотите, чтобы мы стали лучше, или просто рассчитываете побольней стукнуть?

Озон: У меня никогда не было такой цели. Я всегда ставил мужчину и женщину на один уровень в своих фильмах, что совсем не в традиции французского кино. Мне нравится изображать женщин очень сложными и противоречивыми натурами, как и мужчин. Она может и должна играть главные роли.

 - Скажите, нужно ли учиться, прежде чем самому снимать кино, или можно начинать сразу?

Озон: О, это очень индивидуально. В Европе и во Франции начинающим режиссерам очень помогают фестивали короткометражных фильмов, им уделяется очень большое внимание. Мне кажется, что молодому человеку не стоит стремиться снимать, как Эйзенштейн – сразу шедевры. Лучше начинать с простых вещей и учиться постепенно на практике.

  - До начала съемок будущий фильм в замыслах режиссера идеален. Во время съемок начинается сопротивление материала, и идеал трансформируется. В какой из своих работ Вам удалось ближе всего подойти к идеальному замыслу?

Озон: Каждый фильм – это отдельная история, к съемкам я всегда подходил по-разному, но ни на одном проекте приблизиться к идеалу мне не удалось. Я не горжусь своими фильмами, но когда я достигну того идеала, я остановлюсь.

Уроки французского брал учитель немецкого

Александр ДЬЯКОВ

«Рики» - в кинопрокате с 4 июня.    







Hosted by uCoz