Добро пожаловать на неофициальный сайт сериала "Русские амазонки"!


Новости мирового кинематографа

Явор Гырдев: «Дзифт» - это звучит гордо
Звезды: Явор Гардев
Фильмы: Дзифт

Почти год назад театральный режиссер из Болгарии Явор Гырдев принимал награду как лучший режиссер Московского международного кинофестиваля за свою дебютную работу «Дзифт» - энергичный черно-белый нуар в интерьерах соцреализма. Спустя год после того успеха он снова оказался в российской столице – на премьере этой картины.

Так как «Дзифт» - явление в своем роде почти уникальное (что нам известно о болгарском кинематографе?), вопросов к режиссеру у корреспондентов «Видео.Ру» накопилось предостаточно. За полтора часа до премьеры «Дзифта» (российский прокат осуществляет артхаус-линия «Кино без границ») Явор Гырдев смиренно отодвинул в сторону суши и сполна удовлетворил наше любопытство.

Хороша страна Болгария

 - Явор, поздравляем Вас с премьерой «Дзифта» в России! Современный болгарский кинематограф для российского зрителя – это совершенно неизвестное явление, настоящая «Терра инкогнита». Есть ли вещи, которые нам обязательно нужно знать о болгарском кино сегодня?

 - Совсем не обязательно, потому что иногда зрителю не нужно знать о контексте или национальном колорите, чтобы посмотреть тот или иной фильм. Например, когда я смотрю интересный аргентинский фильм, меня далеко не в первую очередь будет интересовать то, что он - аргентинский. Даже я не всегда четко определяю для себя вещи или явления, который касаются современного болгарского кино (пауза).

В современной Болгарии ситуация с кино улучшается, правда, очень медленно – мало фильмов, мало интересных дебютов, но уже в этом году их будет гораздо больше. Проблема в том, что в Болгарии есть значительный пласт режиссеров, которые долгое время не могли заняться производством фильмов. Поэтому так получается, что у нас дебютируют в кино 40 и 45-летние, и государственных субсидий на всех не хватает. Режиссеры предпочитают снимать социальные драмы, мелодрамы или фильмы, которые занимаются национальной идентификацией, а вот комедии – редко.

 - Вы сказали, что «Дзифт» можно смотреть без контекста «современное болгарское кино». Буквально три года назад все крупные европейские фестивали покорила «Новая румынская волна» («Четыре месяца, три недели и два дня», «Смерть господина Лазареску», «12:08 к востоку от Бухареста»). Как Вы считаете, есть ли у Болгарии потенциал, чтобы неожиданно для всех стать следующей волной, такой же модной и популярной кинематографией?

 - Я очень на это надеюсь. На проходящем сейчас Каннском фестивале в программе «Двухнедельник режиссеров» будет показана одна очень интересная работа (Eastern Plays Камена Калева – прим. ред.), которую даже еще не видели в Болгарии. В этом году будет больше дебютов – разных, ярких, интересных, так что, возможно, нечто подобное произойдет и с нами.

 - А что Вам не нравится в современном болгарском кинематографе?

 - Политкорректная конъюнктура, напоминающая советские времена. Режиссеры иногда полагают, что если они будут снимать «правильные» фильмы, то их пригласят на фестивали, обратят внимание на их кино. Создается имитация, которая не имеет прямого отношения к реальной жизни, тем темам и проблемам, которые существуют в действительности (задумывается).

С другой стороны, мне не так легко судить, потому что я не являюсь частью кинематографического сообщества Болгарии. Я - театральный режиссер, который снял дебютный фильм, и он оказался успешным. Возможно, мне помогло и то, что я работал и снимал вне этого контекста (улыбается).

Я не хочу говорить о том, что кто-то там делает что-то неправильно. Судить мне не хочется, поэтому все эти мои замечания – это замечания стороннего наблюдателя. Национальная кинематография – это сложная тема, специфическая.

- Современные российские фильмы в болгарском прокате демонстрируются?

 - Только если это режиссер, ставший знаменитым еще в советское время. Например, «12» Михалкова у нас показывали в широком прокате. Что касается других режиссеров – Серебренникова, Балабанова, Вырыпаева – их показывают только в отдельных кинозалах или на специальных мероприятиях и фестивалях. В мультиплексах зрители смотрят обычные блокбастеры.

«Болгарский Эд Вуд» и его зрители

 - Какие полярные мнения пришлось Вам выслушать после премьеры «Дзифта»?

 - О, их было так много! (улыбается). «Дзифт» имеет противоречивую репутацию, и некоторые даже считают его худшим фильмом на свете, что это не стоит смотреть. Есть категория людей, которые полагают, что искусство должно строго отражать действительность, и поэтому любая ирония жанрового кино по отношению к той эпохе их не устраивает, кажется несерьезной. С другой стороны – фильм прекрасно продавался на DVD и…стал в Болгарии хитом незаконных скачиваний из сети.

- Как же тогда «Дзифт» стал таким популярным в кинопрокате?

 - Никто этого не ожидал! (смеется). Фильм стал коммерческим хитом в Болгарии, несмотря на то, что он не совсем обычен – это черно-белое кино, арт-хаус, и хотя в картине есть элементы веселого аттракциона, нельзя сказать, что «Дзифт» - это коммерческое кино для самой широкой аудитории. Конечно, была реклама, но успех был чрезвычайный – у нас сборы оказались выше, чем у «ВАЛЛ-И»! Кроме того, «Дзифт» стал самым кассовым болгарским фильмом последних 20 лет!

 - В Болгарии есть рынок для проката арт-хаусных лент, таких как «Дзифт»?

 - Нет (вздыхает). В Болгарии очень мало современных залов, так что и успех всегда – это успех относительный. Только у настоящих блокбастеров, как, например, «Темный рыцарь» или «Mamma MIA!», которые показывают в мультиплексах, достаточно экранов и внимания зрителей.

По дороге в Голливуд

 - Явор, Голливуд очень любит находить необычных европейских режиссеров, и часто после успешного дебюта они получают приглашение снимать второй фильм уже в Америке. После международного успеха «Дзифта» Вы уже попали к ним на заметку?

 - Да, это уже свершившийся факт! (улыбается). Уже после первого показа на фестивале в Торонто я получил приглашения от шести крупных агентств. Сейчас я активно читаю американские сценарии, наверно, уже более сорока прочитал.

 - Что-нибудь уже выбрали?

 - В Голливуде есть своя, достаточно интересная система работы продюсеров, компаний, режиссеров…за хороший, сбалансированный сценарий идет настоящая охота, и потом режиссеры соперничают между собой за право его поставить. Очень трудно выдержать конкуренцию, если у тебя не слишком большая фильмография, и там значится только один фильм. Так что сейчас я нахожусь в такой ситуации, когда мне предстоит бороться за престижный проект - веду переговоры.

Что такое «Дзифт» и как его сделать

 - Сегодня состоится премьера Вашего дебюта в российском прокате. Какая реакция публики на фильм Вас порадует, а какая может разочаровать?

 - Конечно, я буду рад, если публике фильм понравится, и он окажет на нее определенное впечатление, заставит задуматься. И я совсем не буду рад, если кто-то воспримет этот фильм как антисоветский и идеологический. Ведь он таким не является и не содержит в себе никакого послания. Это всего лишь фильм режиссера, который пытается взаимодействовать со зрителем на интеллектуальном уровне. Предполагалось, что «Дзифт» станет своеобразным миксом жанрового фильма нуар (если говорить о сюжете) и московского концептуализма, соц-арта (в кадре звучат советские песни, брусчатка на площади, Мавзолей Георгия Димитрова). Кто-то смог понять эту идею и принять фильм, потому что в нем заложена ирония, традиция кино как аттракциона, развлечения.

В кадре не присутствует реальность – это метафора, антиутопия в эстетике «ретро». Коммунистическая система и идеология существовали по одним законам, а искусство этого времени – по другим. И столько интересного было заложено в работах классиков советского авангарда! Зрителю необходима некоторая отстраненность, чтобы понять концепцию в целом, а не вовлеченность в эпоху.

 - Эту концепцию Вы разрабатывали самостоятельно или с автором оригинального романа?

 - Да, вместе с автором романа Владиславом Тодоровым, который написал литературный сценарий, а потом мы уже принялись за совместную работу.

 - Вы полностью удовлетворены «Дзифтом»?

 - Нельзя сказать точно, что совершенно и полностью, но мы сумели выполнить то, что хотели выполнить – в данной ситуации, с данными актерами, в складывающихся обстоятельствах. В этом эксперименте мы смогли пойти достаточно далеко и рискнуть.

 - В Советском кинематографе, как и в странах Восточного блока, долгое время существовала цензура. В современном кинематографе главные цензоры – это продюсеры. Не существовало ли у Вас проблем на этом фронте – убрать какой-то эпизод, изменить монтаж?

 - Были другие обстоятельства. Мы делали специальные показы для профессиональной публики, членов съемочной группы, и они были очень важны для меня, так как я долгое время работал со своим монтажером и композитором фильма в совершенной изоляции. Первоначальный хронометраж составил 1 ч. 55 мин. – это была вся история, но при просмотре становилось ясно, что некоторые эпизоды затянуты. Мнения по поводу тех или иных мест в фильме разделились, так что я составил анкетный лист для повторных просмотров, а потом проанализировал зрительские голоса. В итоге я переработал картину, но при этом не отказался ни от одного эпизода – избавился от слишком долгих и красивых кадров внутри сцен.

 - Вам пришлось как-то трансформировать методы работы режиссера театра, когда Вы пришли на съемочную площадку?

 - Нет. Этот переход состоялся совершенно безболезненно, и дело касалось только усвоения новых технологий. Когда я ставил спектакли в театре, мне говорили, что я  часто использую в своих постановках методы кино, а теперь, после премьеры «Дзифта», что в фильме просматривается театр. Я работаю на границе театра и кино, и разные методы интересно дополняют друг друга. Переход не был трудным еще и потому, что мне удалось хорошо подготовиться к съемкам и сделать точную раскадровку для будущего фильма.

 - А на съемочной площадке было место для импровизации?

 - Да, и именно потому, что удалось хорошо подготовиться. В некоторых случаях производственные ограничения, например, по количеству кадров, заставляли меня искать какие-то новые решения, и в итоге получалось только лучше.

 

 -  Используете ли Вы конфликт как творческий метод на съемочной площадке или предпочитаете работать гладко, плыть по течению?

 - Не могу сказать, что я конфликтный режиссер. Если я хорошо представляю, чего добиваюсь, то предпочитаю достичь результата на площадке, не распыляясь на конфликты. При этом я считаю, что сам фильм должен быть конфликтным – такая у меня получается компенсация (улыбается). Мне нравится соединять противоположности и искать внутренний конфликт в фильме, спектакле.

На десерт

 - Ваш главный актер – очень молод. Не терзали ли Вас сомнения, что он провел в тюрьме столько лет, с 44-го до начала 60-х годов, вышел на свободу уже в тоталитарной Болгарии, и при этом совершенно не постарел? В каком возрасте он совершил свое преступление?

 - Были, конечно! (смеется). Сначала мы думали о том, чтобы снять в «молодых» сценах брата ведущего актера. Но затем я все-таки отказался от этой идеи и подумал, что разница «взрослый-взрослый» при некотором изменении внешнего облика будет более действенна, чем «ребенок-взрослый», и зритель поймет, что этот разные люди.

 - Внешнее сходство Вашего героя с Владимиром Маяковским не случайно?

 - Да, об этом писали статьи в русских журналах!(смеется). На самом деле, это получилось не осознанно, и в Болгарии никто даже не отметил этот факт, потому что имя Маяковского там знают, но не его портреты. Хотя мне лично Маяковский очень нравится! (смеется).

 - Вы сотрудничали с Иваном Вырыпаевым, ставили спектакли по его произведениям, а его дебютный фильм «Эйфория» Вам понравился?

 - Да, понравился, а после совместной работы в театре его тексты я могу легко процитировать.

Явор Гырдев произносит небольшой отрывок из «Эйфории», заливается искренним смехом, и мы уже не сомневаемся, что его первый цветной фильм будет столь же ярким, как и черно-белый «Дзифт» - о мире, где самка богомола представляется венцом эволюции.

С братской кинематографией знакомились

Александр ЗУБКОВ

Александр ДЬЯКОВ

«Дзифт» - в кинопрокате с 21 мая.







Hosted by uCoz